Контроль сплошности свай | Услуги
Под термином cплошность бетона в сводах правил (СП 35.13330.2011. Мосты и трубы. Приложение №2) подразумевается показатель качества укладки, характеризующий непрерывность материала и отсутствие аномальных зон, пустоты и шлам (мелкие отходы дробления при рудном или угольном обогащении размером зерна не менее 0,25 мм). Сплошность сваи характеризует непрерывность и неразрывность бетона по всей её длине (в том числе отсутствие дефектов структуры, зон разуплотнений, сужений) и является значимой характеристикой, определяющей несущую способность. При нарушении сплошности со временем под воздействием эксплуатационных факторов (статических и динамических нагрузок, воздействия агрессивных вод и пр.) свая постепенно потеряет несущую способность.
Буронабивные сваи – это железобетонные вертикальные конструкции, устраиваемые в грунте путем заполнения заранее пробуренных скважин бетонной смесью. Сваи служат для увеличения несущей способности слабых грунтов основания сооружения.
Применение буронабивных свай:
- Свайные фундаменты. При строительстве зданий и сооружений, для обеспечения надёжности и усиления несущей способности грунтов основания используют устройство свайных фундаментов. Свайный фундамент представляет собой «свайное поле» из вертикальных металлических или железобетонных конструкций (свай) сечением квадратной (прямоугольной и т.д.) или круглой формы по размерам и длине, установленными при проектировании.
- Опоры мостов и подпорные стены. При проектировании оснований мостов, подпорных стен, зданий и сооружений широко применяют решение с устройством железобетонных буронабивных свай. Распространенным способом их устройства стало бурение инвентарной обсадной трубой с выборкой грунта, с последующей установкой армокаркаса и постепенным бетонированием методом вертикально перемещающейся трубы (ВПТ). Буронабивные сваи оснований мостовых опор часто имеют диаметр от 800 до 1500 мм при длине 10 – 30 метров.
Требования к контролю сплошности буронабивных свай содержатся в:
- СП 45.13330.2012 "Земляные сооружения, основания и фундаменты";
- МДС 12-23.2006 "Временные рекомендации по технологии и организации строительства многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в Москве".
Свод правил СП 45.13330.2012 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" в пункте 12.7 "Прием и контроль качества изготовления свайных фундаментов" в состав работ по выборочному контролю качества бетона свай для определения сплошности включает следующее:
- выбуривание кернов на полную длину из 2% общего числа выполненных из монолитного бетона свай на объекте, но не менее 2 свай и испытания образцов бетона, изготовленных из керна, на одноосное сжатие;
- контроль длины свай и оценка сплошности их стволов с использованием сейсмоакустических испытаний - 20% общего числа свай на объекте;
- оценка качества (однородности) бетона свай на полную их длину методами радиоизотопных или ультразвуковых измерений - 10% общего числа свай на объекте.
Примечание: при согласовании с проектной организацией допускается ограничиться одним из указанных способов контроля.
Контроль качества изготовления буронабивных свай является неотъемлемой операцией, ставящей своей целью определить возможные дефекты ствола сваи и прочность материала сваи, выполненной по различным технологиям. Наличие дефектов в стволе сваи и снижение прочностных характеристик материала ее ствола приводят развитию негативных процессов на этапе последующей эксплуатации здания и сооружения. Известно, что несущая способность материала сваи должна быть не менее значения несущей способности по грунту. Следовательно, необходимо строгое соблюдение качества бетона проектным величинам прочности, для удовлетворения надежности проектируемого здания с учетом срока эксплуатации. Как показали исследования отечественных специалистов, от жесткости материала сваи будет зависеть распределение трения грунта по боковой поверхности (Готман А.Л. И др.).
Для свай длиной более 20 м, прорезаемые слабые грунты и опираемые на несущий слой, наличие дефекта и снижения класса бетона может привести к недоиспользованию потенциала трения грунта по боковой поверхности буронабивной сваи.
Изготовление и монтаж свай, в том числе буронабивного типа может сопровождаться образованием разных дефектов свай, связанных со следующими факторами:
- качество бетона или грунтов;
- используемый метод строительства;
- качество изготовления сваи, в т.ч. буронабивной;
- подземные условия.
Проверка сплошности свай в условиях строительной площадки может быть полной или выборочной в зависимости от поставленных задач, например:
- определение прочности бетона свай ультразвуковыми испытания - 10% общего числа свай на объекте;
- контроль длины свай с использованием сейсмоакустических испытаний - 20% общего числа свай на объекте;
- оценка сплошности свай с использованием сейсмоакустических испытаний - 20% общего числа свай на объекте;
- оценка качества (однородности) бетона свай на полную их длину методами ультразвуковых или радиоизотопных измерений - 10% общего числа свай на объекте;
- выбуривание кернов из 2% общего числа выполненных из монолитного бетона свай на объекте, но не менее 2 свай и испытания образцов бетона, изготовленных из керна, на одноосное сжатие;
Для проведения испытаний на сплошность, в настоящее время, большее распространение получили сейсмоакустические методы контроля сплошности буронабивных свай. Проверка сплошности с помощью сейсмоакустических методов определяет динамические и кинематические характеристики упругих колебаний в среде, создаваемой искусственными источниками возбуждения (СП-11-105-97). Физической основой использования сейсмоакустических методов является зависимость изменения параметров упругой волны от упругих, деформационных, прочностных свойств и трещиноватости среды распространения.
В соответствии с СП-11-105-97 сейсмоакустические методы по диапазонам используемых частот колебаний подразделяются на:
- сейсмические (диапазон частот менее 1 кГц);
- акустические (диапазон частот 1 - 17 кГц);
- ультразвуковые (диапазон частот более 17 кГц).
Важно знать, что согласно в соответствии с п.12.7 СП 45.13.330.2012 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" при устройстве буровых и буронабивных свай ОБЯЗАТЕЛЬНО должен выполняться контроль сплошности буронабивных свай.
Наша аттестованная лаборатория неразрушающего контроля оказывает услуги по контролю сплошности свай. Заявки направляйте на kontrol@ntcexpert.ru.
Смотрите также разделы – Услуги по неразрушающему контролю, , , .
Проведение контроля сплошности свай возможно на территории Московской области и в других регионах РФ в том числе городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов. Амурск, Ангарск, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Бийск, Брянск, Воронеж, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Вологда, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Мурманск, Муром, Набережные Челны, Нальчик, Новокузнецк, Нарьян-Мар, Новороссийск, Новосибирск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Новочеркасск, Нижнекамск, Норильск, Нижний Новгород, Обнинск, Омск, Орёл, Оренбург, Оха, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Ржев, Ростов, Рязань, Самара, Саранск, Смоленск, Сочи, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тобольск, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Элиста, Ярославль и другие города. А так же Республики Казахстан, Белоруссия и другие страны СНГ.