Источник - статья Г. Я. Дымкина опубликованная в журнале «В мире НК» № 4(10). декабрь 2000.
Другие статьи на тему аттестации специалистов и лабораторий неразрушающего контроля можно посмотреть в разделе Статьи.

Требования по обеспечению эксплуатационной надежности пути и подвижного состава обуславливают необходимость повышения эффективности систем НК транспортных конструкций как при их изготовлении, так и при эксплуатации и ремонте. Техническая эффективность систем НК в значительной мере зависит от надежности комплекса "дефектоскоп-оператор-среда", которая, в свою очередь, определяется квалификацией дефектоскопистов и правильной организацией процесса НК.

В путевом, вагонном, пассажирском и локомотивном хозяйствах ж.-д. транспорта России в области НК по 25 специализациям и должностям работает более 14 тыс. специалистов, функционирует около 900 лабораторий (подразделений ) НК[1].

Для повышения эффективности действующих систем НК МПС России введены отраслевые Система сертификации персонала по НК (ССПНК ЖТ) и Система аккредитации лабораторий НК (САЛНК ЖТ), функционирующие как подсистемы в рамках соответствующих национальных систем, введенных Госстандартом России.

ССПНК ЖТ регламентируется "Правилами сертификации персонала по НК технических объектов железнодорожного транспорта. ПР 32.113-98".

Сертификации подлежат специалисты по магнитному, вихретоковому и акустическому (ультразвуковому) видам (методам) НК элементов, деталей и узлов следующих технических объектов:

  • вагоны грузовые и пассажирские;
  • локомотивы;
  • рельсы железнодорожные;
  • мостовые конструкции железнодорожные, металлические.

Сертификацию проводят Дорожные (региональные) Уполномоченные органы и экзаменационные центры, аккредитованные в российской системе после прохождения экспертизы и признания их в соответствии с "Положением об экспертизе уполномоченных органов и экзаменационных центров П ССПНК ЖТ.01-98". В настоящее время действуют:

Уполномоченные органы

  • Аттестационный центр "Путь" при НК-Центре (Санкт-Петербург);
  • Уральский центр аттестации (Екатеринбург).

Экзаменационные центры

  • На Западно-Сибирской ж. д. (при СибГУПС, г. Новосибирск);
  • На Восточно-Сибирской ж. д. (при Дорожном центре обучения, ст. Суховская).

Документами ССПНК ЖТ конкретизированы требования к специальной подготовке персонала по НК. Подготовка к сертификации должна проводиться в Учебных центрах, получивших свидетельство о признании согласно "Положению об экспертизе учебных центров... П ССПНК ЖТ.02-98" и по программам, согласованным Экспертной организацией МПС России по НК. Функции экспертной организации МПС РФ по НК возложены на "Отраслевой учебно-методический и аттестационный центр по НК и диагностике технических объектов" (НК-Центр) при НИИ мостов и дефектоскопии МПС России. Первыми на сети ж. д. России прошли экспертизу и признаны Учебные центры по НК при Дорожном центре обучения Восточно-Сибирской ж. д., Дорожной технической школе № 1 Свердловской ж. д., СибГУПС и Западно-Сибирской ж. д., Дорожном центре обучения Забайкальской ж. д. В них осуществляется подготовка специалистов к сертификационным экзаменам на I и II уровни квалификации по НК рельсов, а также деталей и узлов вагонов и локомотивов. Подготовка к экспертизе Учебных центров ведется на Северо-Кавказской, Дальневосточной, Северной и Горьковской ж. д.

В первую очередь проходят сертификацию руководители подразделений НК предприятий ж. д. С момента введения ССПНК ЖТ сертифицировано 176 специалистов с 15-ти железных дорог, среди которых наиболее активны Октябрьская, Северная и Свердловская. Около 33% из числа сертифицированных - дефектоскописты рель-сосварочных предприятий и начальники участков дефектоскопии дистанций пути, 35 % - специалисты по НК вагонного и пассажирского хозяйств.

Сертификация не заменяет, а дополняет и предваряет действующую систему аттестации персонала в области НК.

Организационная структура САЛНК ЖТ, порядок аккредитации и специальные требования к лабораториям НК определены документами системы (ПР 32.151-2000, П САЛНК 01, П САЛНК 04). Под лабораторией НК понимается как самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение предприятия (участок, бригада в депо, цех дефектоскопии дистанции пути, вагон-дефектоскоп и т. п.), так и рабочие места НК с персоналом (контрольный пост на РСП, рабочее место дефектоскописта в депо и т. п.).

Аккредитацию проводят Орган по аккредитации лабораторий НК на ж.-д. транспорте (Аттестат № РОСС RU.0001.550001), входящий в состав НК-Цент-ра, и уполномоченные им территориальные (дорожные) аудиторские организации. В качестве аудиторской организации зарегистрирована, в частности, Дорожная лаборатория дефектоскопии Службы пути Московской ж. д.

В соответствии с требованиями МПС России большое внимание уделяется аккредитации лабораторий НК предприятий, поставляющих продукцию для ж.-д. транспорта. Аккредитованы Служба НК Нижнетагильского металлургического комбината, производящего рельсовый прокат, бандажи и цельнокатаные колеса, и Отдел НК Уралвагонзавода, выпускающего оси колесных пар и вагоны различных типов.

Введение ССПНК ЖТ и САЛНК ЖТ - эффективное средство повышения надежности НК и установления таким образом действенного контроля за качеством технологических процессов эксплуатации и ремонта подвижного состава и рельсового пути, определяющих в целом безопасность движения поездов.

Литература

1. Герасимов ЮМ. Неразрушающий контроль и безопасность перевозочного процесса на железных дорогах России. - В мире НК. 1999. № 5. С. 14-15.

Поиск

Лидеры продаж РК

Image Caption
Image Caption

Шаблон Ушерова-Маршака - 1350 рублей

Image Caption
Image Caption
Image Caption

Альбом радиографических снимков

Image Caption

Ультразвуковой твердомер Krautkramer MIC 10

Документы

ОПРОС:
Какое оборудование кроме НК вас интересует:

 
Яндекс.Метрика
Наш канал на YouTube